Технически идеально выполненная процедура экстракорпорального оплодотворения – всего лишь манипуляция, результат же возможен только в сочетании с идеальным балансом «параметров» организма, в том числе и параметров системы гемостаза. Система гемостаза и фибринолиза играет ключевую роль в формировании общей циркуляторной адаптации организма женщины к беременности и родам. На фоне приобретенных или генетических аномалий системы гемостаза (тромбофилии, тромбоцитопатии, коагулопатии) физиологическая активация процессов коагуляции и системного воспаления при беременности может приводить к декомпенсации равновесия гемостатического потенциала (ГП) и тем самым провоцировать развитие акушерских осложнений. (1). В некоторых публикациях приводятся данные о типичных изменениях в системе гемостаза, происходящих во время цикла ЭКО (12). В частности и то, что гормональная стимуляция яичников сопровождается повышением фактора фон Виллебранда, факторов V и VIII, фибриногена, снижением активности основных физиологических антикоагулянтов - антитромбина, белков C и S. Сообщается, что у женщин с внутрисосудистой свертываемостью (тромбофилией) может быть повышенный риск самопроизвольного аборта, доклинической потери беременности и повторной неудачной имплантации (12). В настоящее время наиболее изученные и распространенные тромбофилии включают такие факторы риска, как наследственный дефицит антитромбина III, лейденская мутация фактора V, мутация протромбина, полиморфизм гена метилентетрагидрофолатредуктазы (MTHFR), ингибитор активатора плазминогена-1 (PAI-1), фибриноген, тромбоциты. гликопротеины ITGA2, ITGB3 и некоторые другие.
Связь между гиперкоагуляцией крови и бесплодием или неудачей экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) вызывает недоумение, но, тем не менее, она существует (1,2). Гиперкоагуляция может быть внутренней или вызванной гормональным лечением, предшествующим процедуре ЭКО (2,3,6). Периваскулярные децидуализированные стромальные клетки эндометрия человека повышают концентрацию тканевого фактора (ТФ), активизируя систему гемокоагуляции, что является важной частью механизма, способствующего имплантации бластоцисты и предотвращает периимплантационное кровоизлияние во время эндоваскулярной инвазии трофобластов, смещение равновесия свертывания крови в сторону локального усиления образования тромбина может иметь некоторые положительные эффекты для благоприятного исхода ЭКО (4,5).
Современные инструментальные и лабораторные методы исследования дают возможность оценить общий процесс свертывания крови и образования сгустков, позволяют оценить процессы образования тромбина и образования сгустка, а также позволяют вести динамическое наблюдение во время коррекции гемостатической системы. Множественные исследования показали, что на исходном уровне у женщин, подлежащих ЭКО, наблюдается гиперкоагуляция крови, которая характеризуется значительным увеличением биомаркеров активации тромбоцитов и эндотелиальных клеток (1,2). Исходное состояние гиперкоагуляции клеток, которое сохранялось практически неизменным в течение периода введения гормональной терапии, применяемой для подготовки к ЭКО. Наблюдалось значительное сокращение времени свертывания крови. Уровни активности тканевого фактора (ТФа) и тромбомодулина (TMa) на исходном уровне и во время гормонального лечения также были значительно увеличены по сравнению с таковыми у женщин с естественной беременностью, протекавшей без осложнений. TФa и TMa являются биомаркерами активации эндотелиальных клеток или тромбоцитов, а повышенный уровень ТФа в плазме является маркером активации моноцитов. (8,9,10). Повышенные уровни ингибитора активатора плазминогена 1 (PAI-1), активируемого тромбином ингибитора фибринолиза (ИФТА) или ингибитора пути тканевого фактора (ИПТФ), которые синтезируются и секретируются активированными эндотелиальными клетками, связаны с бесплодием и неудачами ЭКО (11).